Бахчисарай

Общая информация

Город Бахчисарай находится в 38 километрах к юго западу от Симферополя. В переводе с татарского Бахчисарай - “город-сад”. Он расположен на склоне Внутренней гряды Крымских гор, на берегах речки Чурек-Су (“гнилая вода”).

Климат Бахчисарая достаточно мягкий. Здесь почти не бывает такой изнурительной жары, как в других городах Крыма. Средняя температура воздуха в январе 0С, в июле +22С. Микроклимат Бахчисарая имеет свою особенность: на левом берегу реки прохладнее, чем на правом, защищенном скалами от северных ветров.

Современный Бахчисарай состоит из трех примерно равных по площади районов: Старого города, Нового города и новых крымско-татарских кварталов. Для Старого города характерна традиционная планировка средневековых восточных кварталов: узкие улочки, беспорядочная застройка. Здесь преобладают типичные крымско-татарские одноэтажные домики, крытые черепицей, утопающие в зелени садов. Новый город застроен в основном “хрущевскими” пятиэтажками. Новые татарские кварталы возникли в 90-х годах, когда представители этого крымского народа стали возвращаться на полуостров.

В Бахчисарае находятся эфиромасличный, консервный, молочный, винодельческий заводы, а также строительные комбинаты и шелкопрядильная фабрика. В городе работают дом природы, турбаза, бюро путешествий и экскурсий. Бахчисарай является крупнейшим туристическим центром региона. В курортный сезон в городе всегда много приезжих.

История Бахчисарая

Первое крупное поселение на территории нынешнего Бахчисарая появилось в XIII веке, когда часть татар перешла от кочевого образа жизни к оседлому и основала в Крыму независимое от Золотой Орды государство, центром которого стало поселение Эски-Юрт, расположенное в долине реки Чурук-Су. О тех временах напоминают сохранившиеся мавзолеи знатных жителей поселения XIV-XVI веков.

Датой основания самого Бахчисарая принято считать 1503 год, когда хан Менгли-Гирей I начал неподалеку от Эски-Юрта строительство нового дворца для правителей Крымского ханства - Хан-Сарая, вокруг которого вскоре выросла новая столица. Первые постройки Бахчисарая находились на территории городского предместья Салачик (ныне - село Староселье, входящее в состав Бахчисарая). Здесь сохранилось несколько построек XVI века: монументальное Зинджирли-медресе - мусульманское духовное училище, мавзолей хана Менгли-Гирея. На протяжении трех веков Бахчисарай был густонаселенным и оживленным городом. В 1736 году он был полностью сожжен русской армией под командованием фельдмаршала Б.-Х. Миниха. После присоединения Крыма к России Бахчисарай превратился в небольшой городок ремесленников. В 1787 году в Бахчисарае побывала Екатерина II, объезжающая свои крымские владения. Об этом событии напоминает установленная неподалеку от Ханского дворца Екатерининская миля - каменная колонна, увенчанная двуглавым орлом. На протяжении XIX - начала XX веков, город был центром культурной и общественной жизни крымских татар. Таким он и оставался вплоть до депортации татар в 18 мая 1944 года. Накануне распада Советского Союза началось возвращение в Крым депортированных народов. Сегодня на улицах Бахчисарая татарскую речь можно услышать не реже, чем русскую.

Достопримечательности Бахчисарая

Ханский дворец-музей

Адрес: ул.Речная д.133
Тел.+7 36554 47640, 50805
Время работы: с 9:00 до 17:00; с 15 мая по 15 октября без выходных, в остальной период выходной вторник и среда.

Ханский дворец-музей План-схема

Возведение новой ханской резиденции и новой столицы крымских татар началось в 1503 году. Архитектурный стиль дворцового комплекса наследует традиции османского зодчества XVI - XVII веков. Резиденция крымских правителей значительно отличается от пышных и монументальных дворцов в Европы: в легких, напоминающих беседки дворцовых постройках, окруженных садами, с множеством фонтанов и цветников, с обилием растительного орнамента на стенах, воплощено мусульманское представление о том, как выглядит райский сад. Именно эта идея - олицетворение рая на земле - была главной для архитекторов и строителей Бахчисарайского дворца.

На протяжении XVI - XVII веков дворец постоянно достраивался. Значительный восстановительные работы потребовались после разрушения города в 1736 году - Хан-Сарай был практически возведен заново.

После присоединения Крыма к России дворец несколько раз перестраивали и переделывали, в результате чего было не только нарушено единство стиля, искажен облик зданий, но и попросту исчезли многие вещи из внутреннего убранства помещений. В 1908 году при Ханском дворце был создан научный музей, который после Октябрьской революции был преобразован в музей истории и культуры крымских татар. Благодаря реставрационным работам, проведенным в 60-х годах прошлого века, был восстановлен ряд оригинальных архитектурных деталей и росписей Хан-Сарая.

Сегодня Ханский дворец занимает площадь более 4 гектаров, но во времена Менгли-Гирея эта территория была значительно больше. Посетители дворца могут осмотреть личные покои хана, комнаты гаремного корпуса, малую и большую мечети, ханское кладбище с мавзолеями (дюрбе), а также несколько фонтанов, в том числе знаменитый Фонтан слез, увековеченный в творчестве А.С. Пушкина.

Во внутренних помещениях Ханского дворца развернута экспозиция, повествующая о жизни и быте обитателей Хан-Сарая. Здесь собраны одежда, посуда, мебель, украшения, воссоздающие обстановку комнат ханской резиденции.

Интересна экспозиция парадных и служебных помещений Хан-Сарая. Самая древняя из них - Демир-Капу, или портал Алевиза, который относится к раннему периоду возведения дворца. Небольшая дубовая дверь, обитая полосками кованого железа, обрамлена пышным резным порталом. Здесь традиционный восточный орнамент сочетается с архитектурными деталями европейского Ренессанса. Это объясняется тем, что над оформлением портала работал великий итальянский зодчий Алевизе Нови.

Зал заседаний ханского Дивана (совета старейшин) был местом, где обсуждались и решались государственные дела. У южной стены зала, в центре, находится ханский “трон”, покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем. Вдоль стен располагаются диваны, на которых сидели члены совета. Стены украшены чудесными цветными витражами, над входом в зал располагается узкая галерея, где располагался хан, когда он не мог или не хотел присутствовать на заседании Дивана.

Фонтан слез, главная достопримечательность Хан-Сарая, первоначально находился возле стен усыпальницы Диляры-Бикеч (“прекрасной княжны”) любимой жены хана Крым-Гирея, в память о которой фонтан и был сооружен иранским мастером Омером в 1764 году. перед приездом Екатерины II фонтан перенесли в Фонтанный дворик, где он располагается и сейчас.

Самым высоким сооружением архитектурного комплекса является Соколиная башня (Тоган-Кулеси). Это шестигранное деревянное сооружение с решетчатым верхом и смотровой площадкой служила дозорной вышкой. Кроме того, ханы держали здесь соколов для охоты.

В одном из корпусов Ханского дворца в 1996 году был открыт художественный музей. Здесь хранится немало картин, посвященных Крыму и Бахчисараю, написанных известными русскими живописцами К.Ф. Богаевским, Ф.Я. Алексеевым, М.М. Ивановым, Н.Г. Чернецовым, А.В. Куприным, В.К. Яновским.

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь

Считается, что монастырь, расположенный на окраине Бахчисарая, был основан в IX веке, в эпоху иконоборчества в Византии, выходцами из этой страны. Однако на основании археологических находок некоторые учёные делают вывод, что Успенский и многие другие православные монастыри Крыма были основаны позже — в XII — XIII веках.

Возникновение монастыря связывают с распространенным церковным преданием. Согласно ему, в нише на одной из скал этой местности люди обрели чудотворную икону. Её несколько раз пытались перенести на другое место, но всякий раз она неизменно оказывалась в нише на скале. Тогда было решено построить здесь храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь. Так как в первый раз явление иконы произошло в праздник Успения Божией Матери (28 августа), то монастырь назвали Успенским.

В XV-XVII веках Успенский монастырь стал главным центром христианства в Крыму. Здесь была устроена резиденция митрополита, были налажены связи с Москвой, к которой монастырь неоднократно обращался за помощью. С уважением к обители относилось и местное мусульманское население. В это время в монастыре действовал один пещерный храм Успения Богородицы. Имелся ряд наземных построек.

После переселения жителей окрестных сел в российское Приазовье в 1778 году и возведения в 1789 году в Бахчисарае Никольского собора обитель опустела, а пещерный храм был превращен в кладбищенскую часовню. Только в 1850-х годах в обители вновь появились монахи. Во время Крымской войны в монастыре располагался госпиталь, а в конце века на территории монастыря построили четыре новых храма. Для приёма посетителей выстроили два двухэтажных дома. На территории монастыря были сооружены фонтан и бассейн, проложена новая дорога в Бахчисарай, вырублена в скале лестница из 84 ступеней, ведущая на монастырское плато, откуда открывается живописная панорама Бахчисарая и окрестных гор. Однако жизнь в обители возродилась ненадолго. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, святыни конфискованы, сооружения постепенно приходили в запустение. Уцелела лишь часть его построек. С 1993 года монастырь начал возрождаться, и в наши дни к знаменитой христианской святыне съезжаются тысячи паломников и туристов.

Пещерный город Чуфут-Кале

Пещерный город Чуфут-Кале

Городище Чуфут-Кале находится на юго-восточной окраине Бахчисарая, на плато столовой горы, высота которой составляет около 500 метров над уровнем моря. С трёх сторон городище окружено высокими, до 30 метров, обрывами.

К Чуфут-Кале ведёт дорога, проходящая через ущелья Марьям-Дере. В нем расположены остатки средневекового христианского поселения Мариамполь, а также кладбище времён Крымской войны. Здесь хоронили умерших от ран в госпитале Успенского монастыря.

Появление крепости в этих местах учёные относят к VI веку и связывают с племенами аланов, хотя люди здесь жили ещё в эпоху неолита (7 тысяч лет назад). На вершине горы жители окрестных поселений могли укрываться в случе военной опасности.

Во время господства хазар в Крыму город находился под их властью и носил название Кырк-Ор («сорок укреплений»). Когда хозяевами полуострова стали татары, Кырк-Ор поначалу был их временной столицей. Впоследствии главным городом Крымского ханства стал Бахчисарай, а в крепости преимущественно проживали караимы — тюрки по происхождению и иудеи по вероисповеданию. В середине XVII века татары окончательно покинули Кырк-Ор, оставив его караимам. В это время здесь насчитывалось около 400 домов и до 5 000 жителей. Вскоре город стал называться Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Караимы прожили в нем ещё более двух столетий. Последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году.

Площадь городища Чуфут-Кале — 19 гектаров. Город окружен остатками оборонительных стен, укреплённых башнями. Попасть в город можно было через укреплённые Южные ворота. Наиболее известными сооружениями поселения являются хорошо сохранившиеся караимские храмы — кенасы, построенные в XIV веке; усадьба собирателя древних караимских рукописей А.С. Фирковича (1786-1874); обнаруженный всего несколько лет назад средневековый осадный колодец; массивное каменное здание, стоящее на обрыве, - мавзолей Джанике-Ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша. Это здание восьмигранной формы, украшенное резными колоннами, с покрытым резьбой высоким порталом, является чудесным образцом монументальной архитектуры XV века. Интерес также вызывает хорошо сохранившаяся городская планировка, позволяющая нам увидеть, где проходили основные городские магистрали и где располагались жилые кварталы.

К востоку от Чуфут-Кале расположена Иосафатова долина. Здесь находится караимское кладбище, считавшееся у жителей города священным местом. Теперь это место заросло густым лесом. Среди деревьев виднеются каменные надгробия с надписями на древнееврейском языке. До Успенского монастыря и подножия Чуфут-Кале можно доехать на бахчисарайском городском транспорте или дойти пешком по улице Исмаила Гаспринского.

Пещерный город Тепе-Кермен

Пещерный город Тепе-Кермен

В районе Чуфут-Кале, на вершине горы конической формы, находятся развалины пещерного города Тепе-Кермен. Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как «крепость на вершине». Тепе-Кермен уникален тем, что здесь, на сравнительно небольшой территории (около 1 гектара), расположено более двухсот пещер. Встречаются пещеры в два и три яруса.

Подняться на вершину горы можно только с северо-восточной стороны, что делало гору удобной для создания укреплённого поселения. По одной из версий, укрепление здесь было заложено в VI веке выходцами из Византии и просуществовало до конца XIV века. Однако плотная городская застройка существовала в Тепе-Кермене только в XII-XIII веках. Самыми знаменитыми памятниками Тепе-Кермена являются его пещерные церкви, в частности храм с баптистерием (крещальней). Детальных археологических исследований на территории этого древнего памятника не велось, поэтому основные находки ещё впереди. Гора Тепе-Кермен находится в Качинской долине, примерно в 2 километрах от сел Машино и Кудрино. Также сюда можно дойти пешком из Бахчисарая.

Пещерный город Качи-Кальон

Пещерный город Качи-Кальон

В Качинской долине, на правом берегу реки Качи, располагается известняковый массив Качи-Кальон. Здесь в VI веке было основано поселение. Название городища и скалы в переводе с татарского означает «крестовый корабль». Городище нависает над долиной словно гигантский корабль. На плоском носу этого «судна» просматривается огромный крест, созданный природой.

Качи-Кальон считается одним из самых загадочных пещерных городов во многом потому, что археологами он практически не исследован. Одно из немногих сооружений, обнаруженных на плато, - крупный винодельческий комплекс. Производство вина играло в хозяйственной жизни поселения значительную роль.

Все памятники поселения группируются вокруг пяти скальных гротов — природных сооружений. В одном из них, высота которого превышает 70 метров, в IX веке был основан монастырь, просуществовавший вплоть до переселения христиан из Крыма в 1778 году. В середине XIX века на этом же месте был основан скит Святой Анастасии, в 1912 году ликвидированный новой властью. От него осталось большое количество искусственных пещер. Многие из них когда-то соединялись между собой террасами и лестницами, вплотную к ним примыкали деревянные постройки.

Из Бахчисарая до Качи-Кальона можно добраться рейсовым автобусом. Ехать нужно в направлении села Верхоречье.

Пещерный город Эски-Кермен

Пещерный город Эски-Кермен

Название укрепления в переводе с татарского означает «старая крепость». Город расположен на плато столовой горы с обрывистыми краями, высота которых достигает 30 метров, и занимает площадь более 8 гектаров. Поселение возводилось византийцами в VI веке как оборонительное сооружение. После того как VIII веке Крым завоевали хазары, Эски-Кермен стал одним из очагов восстания против новых хозяев этих мест. Руководил жестоко подавленным восстанием епископ Иоанн Готский, впоследствии причисленный церковью к лику святых.

К XII веку городище застраивается прямоугольными кварталами с широкими улицами и превращается в оживлённое средневековое поселение. Однако через два столетия, в XIV веке, город был разрушен во время набегов золотоордынцев.

До наших дней на плато сохранились остатки городских построек и укреплений. В северной части городища находятся остатки Северного дозорного комплекса. С его площадки хорошо видны подступы к городищу. Северная часть плато заканчивается пятью небольшими, изолированными друг от друга скалами с плоской поверхностью, с которыми дозорный комплекс сообщался при помощи деревянных перекидных мостиков.

В систему обороны также входил осадный колодец — древнее гидротехническое сооружение, снабжавшее горожан водой в случае осады. Вниз, к источнику, ведёт крутая лестница, по которой вода доставлялась на поверхность.

Эски-Кермен известен большим количеством культовых сооружений — христианских храмов и пещерных церквей, ставших его главными достопримечательностями. В храме Трёх Всадников просматривается средневековая фресковая роспись, на которой видно изображение трёх святых воинов верхом на конях. В одном из пещерных храмов сохранилась крещальня, или баптистерий, - купель для крещения младенцев.

На северной оконечности плато Топшан, расположенного к северо-востоку от Эски-Кермен, находятся остатки укрепления Кыз-Куле («Девичья башня»). Точная дата возникновения этого миниатюрного замка не известна, предполагается, что в XII-XIII веках он принадлежал местному феодалу. Территория внутри замка предназначалась для укрытия жителей окрестностей в случае вражеского нашествия.

Эски-Кермен находится в 6 километрах к югу от села Красный Мак, до которого ходит автобус из Бахчисарая. Из Севастополя сюда можно добраться рейсовым автобусом или личным автотранспортом через село Терновку.

Пещерный город Мангуп

Пещерный город Эски-Кермен

Мангуп — это самый большой по площади из пещерных городов и один из наиболее привлекательных экскурсионных объектов Крыма. Его руины расположены на плоской вершине высокой горы. Верхнее плато горы с трёх сторон окружено высокими, до 70 метров, обрывами. Северную же его часть прорезают три глубоких, поросших лесом ущелья. Они разделяют между собой четыре мыса, возвышающихся над окрестными долинами. Кажется, сама природа распорядилась создать здесь удобное, защищённое от врагов поселение.

Первая крепость, построенная византийцами, появилась на Мангупе в VI веке, хотя ещё за триста лет до этого на горе находились неукреплённые поселения алано-готов. Тогда же здесь появляются первые христианские храмы. Новая крепость была необходима для защиты Херсонеса и других крымских владений Византии. В VIII веке эту территорию ненадолго захватывают хазары, после чего она опять переходит во владение византийцев.

В VIII веке эту территорию ненадолго захватывают хазары, после чего она опять переходит во владение византийцев. В XIV веке, после ослабления Византийской империи, в горах Крыма появляется христианское феодальное княжество Феодоро, столицей которого становится Мангуп. Княжеская династия, скорее всего, была византийского происхождения. Население Феодоро было пёстрым: здесь жили готы, аланы, славяне, армяне, греки. В период расцвета границы княжества достигали Алушты на востоке и долины Бельбека на севере. При этом правители Феодоро стремились к расширению своих владений, конфликтовали с соседями-генуэзцами, налаживали дипломатические отношения с европейскими государствами… Все кончилось с приходом в Крым турок-османов, которые в 1475 году, после долгой осады, сумели завладеть городом. Мангуп был разграблен, а население либо истреблено, либо захвачено в плен. После падения Мангупа здесь располагался турецкий гарнизон, однако, после присоединения Крыма к России, турки покинули город, в котором с тех пор никто не живет.

В середине XIX века на Мангупе начались археологические исследования, которые продолжаются и сегодня. Первую экспедицию возглавлял А.С. Уваров, много сделавший для изучения истории крымских античных и средневековых городов. Из построек Мангупа хорошо сохранились цитадель на мысу Тешкли-Бурун, подземная тюрьма с вырубленными в скале одиночными камерами, башня и оборонительная стена у вершины оврага Гамам-Дере, тарапаны — виноградодавильни. Возле цитадели видны остатки небольшой восьмигранной в плане церкви. Интересен пещерный храм, находящийся над главной дорогой, ведущей к восточным воротам. В настоящее время там создан Благовещенский мужской монастырь.

Из Бахчисарая до Мангупа удобнее всего добираться рейсовым автобусом через село Красный Мак, далее пешком или автотранспортом через Село Залесное. Из Севастополя сюда можно добраться рейсовым автобусом или личным автотранспортом через село Терновку.

Бахчисарай на карте